Ситуация, в которой сотрудник устраивается на работу и использует личное авто для решения рабочих задач, не редкость. Чтобы урегулировать этот момент, предприятия арендуют транспортное средство. Такой вариант сотрудничества имеет свои преимущества и недостатки. Чтобы минимизировать риски и неудобства для обеих сторон, необходимо правильно заключить договор аренды. О том, как проводится аренда автомобиля в бухгалтерском учете, речь пойдет ниже.
Зміст
Плюсы для предприятия
Выгодные стороны для работодателя:
- оборотные активы остаются в целости, и их можно направить на решение других вопросов;
- никакой страховой ответственности за имущество;
- расторгнуть договор аренды без больших расходов реально;
- прибыль от выполнения обязанностей идет компании;
- расходы на обслуживание авто минимизированы;
- никакой амортизации;
- проводится оплата расходов лишь в рабочее время;
- затраты списываются согласно договору.
Минусы для предприятия
Но и есть и свои «подводные камни»:
- нужно перечислять налоги (на прибыль НДФЛ) в соответствующие фонды;
- в обязательном порядке вносятся платежи за расход бензина и аренду, независимо от того, каковы итоги работы предприятия в данном периоде;
- когда истекает срок действия договора, право собственности принадлежит арендодателю.
Плюсы для сотрудника
А теперь поговорим о преимуществах для сотрудника:
- заработная плата лица, который работает на собственном автомобиле, превышает зарплату сотрудникам без машины;
- топливо для работы оплачивается;
- если издержки за пользование авто не покрываются добавкой к заработной плате, поступают начисление за аренду машины.
Минусы для сотрудника
Вместе с привилегиями на сотрудника возлагается и большая финансовая нагрузка:
- необходимость оплачивать страховку и ремонтировать автомобиль в случае поломки, даже по причине задействования транспортного средства на работе;
- машина быстро физически изнашивается;
- амортизация не покрывается за счет фирмы;
- эксплуатация транспортного средства другими членами семьи возможна только в нерабочее время;
- когда вы эксплуатируете машину вне работы, расходы на газ/бензин/дизель не возмещаются.
Заключение договора аренды
Для списания расходов и в целом регулирования расходов в правовом поле есть смысл заключить договор аренды. В нем прописываются все моменты пользования авто, включая требования к сотруднику, сроки действия договора и т.д. Регулирование правовых отношений в данном контексте осуществляется по принципам Гражданского и Хозяйственного Кодексов. Доходы и расходы, связанные с арендой авто, проводятся согласно стандартам бухгалтерского учета, а точнее – Положениям бухгалтерского учета 14 «Аренда». После подписания акта приема-передачи авто в аренду стают правомерными все обязательства, прописанные в договоре.
Бухгалтерский учет после заключения договора
В бухучете аренда авто рассматривается как операционная аренда, а машина – как основное средство, и проводится через забалансованный счет 01 «Арендованные необоротные активы».
- В договоре указывают, для решения каких задач используется автомобиль;
- Проводя затраты на авто, бухгалтеры используют счет 23 для указания основной деятельности и счет 949 – для других сфер;
- доходы и расходы отражают в периоде, в котором были совершены;
- расходы на топливо оплачивает компания, а нормы расхода регулированы приказом Минтранспорта;
- стоимость страховки оплачивается арендодателем, как и амортизация;
- налоговый учет аренды автомобиля проводит все операции в момент их возникновения, относя их к периоду возникновения.
Несвоевременная оплата налогов, как и в других операциях, влечет за собой необходимость уплаты штрафов.