Военный учет женщин: что нужно знать работодателю

Військовий облік жінок: що треба знати роботодавцям

Первые законодательные изменения, касающиеся военного учета женщин, были приняты еще в конце 2021 года. С началом полномасштабной российской агрессии закрепление правил постановки женщин на военный учет стало необходимостью. Этот факт, а также резонансный приказ Минобороны от 11.10.2021 касательно перечня специальностей, с которыми женщины берутся на военный учет, способствовал утверждению обновленной редакции от 07.02.2022. Согласно ей, существенно сокращался перечень профессиональных направлений, владение которыми означало статус военнообязанной. Можно сделать вывод, что выбор именно этих профессий продиктован кадровыми нуждами ВСУ и необходимостью определить численность женщин для создания потенциального кадрового резерва.

Важно: исключений не предусмотрено даже для беременных и женщин с малолетними детьми, а также работающих по цивильно-правовым договорам и домохозяйкам. Но призыв на военную службу женщин с детьми до 18 лет осуществляется лишь по добровольному согласию лица и только за местом проживания.

Представители структур военного управления отмечают, что период до конца 2022 года является переходным, а потому к работодателям и работающим женщинам с нарушениями приема на работу штрафы применяться не будут. Поскольку специальный порядок постановки на военный учет женщин пока что не выделен, вероятно, процедура будет выполняться по тем же правилам, что и для мужчин. Руководители предприятий и учреждений, в свою очередь, обязаны вести персональный учет призывников и резервистов по месту работы. Нарушение правил военного учета, допризывной подготовки и т.д. возлагает вину именно на руководителей этих учреждений, независимо от формы собственности.

Так какими являются обязательства работодателей во время военного времени?

  • Принимать на работу лиц, которые могут предоставить весь перечень военно-учетных документов (билет, временное удостоверение, удостоверение про приписку), подтверждающих постановку на военный учет;
  • Если учетные данные призывников изменяются (прием на работу, увольнение), подавать информацию об этом ТЦК на протяжении 7 дней;
  • Предоставлять полные и достоверные данные про военнообязанных, взаимодействовать с ТЦК для сверки, проверки данных, внесения изменений и т.д.;
  • Организовывать проверки данных военнообязанных, в ходе которых сверяются записи в билетах и личных картах;
  • Сообщать призывникам о необходимости явиться в ТЦК, обеспечить прибытие лиц;
  • Вносить новую информацию в личные карты призывников;
  • Оформлять списки граждан, которые подлежат прописке. Сроки подачи таких перечней – до 1 декабря текущего года;
  • Оформлять документы для бронирования тех, кто подлежит призыву;
  • Информировать ТКЦ про граждан, которые не соблюдают правила военного учета, чтобы данные лица были привлечены к ответственности;
  • Контролировать должностных лиц, военнообязанных касательно порядка выполнения ними правил взятия на военный учет;
  • Вести и сохранять журнал, в котором зафиксированы результаты проверок.

Выводы

Взятию на военный учет подлежат женщины возрастом от 18 до 60 лет, которые получили специальность по одному из приведенных выше направлений:

  • химия и биология;
  • телекоммуникации, радиотехническое обеспечение;
  • компьютерные науки, информационные системы, кибербезопасность и т.д.;
  • метрология и информационно-измерительное оборудование;
  • география, физика, астрономия;
  • военное обеспечение;
  • физтерапия, медицинская и психологическая реабилитация, промышленная фармация;
  • стоматология, медицина, медсестринство;
  • биомедицинская инженерия;
  • ветеринарная медицина;
  • учет и налогообложение;
  • издательство и полиграфия;
  • психология, социальная работа.

Соответственно, женщины должны пройти медкомиссию, что подтвердит их пригодность к военной службе. При взятии на работу работодатель должен требовать документы военного учета у женщин, которые получили специальность по соответствующим направлениям или сродненным с ними.

Если у вас остались вопросы – обращайтесь за консультацией. А также в Центре бухгалтерского аутсорсинга можно заказать ведение ФЛП и бухгалтерское ведение ООО.