Гуманитарная помощь: учет и ответственность

Гуманитарная помощь: учет и ответственность

Российскую военную агрессию в Украине осудили практически все цивилизованные страны мира. Одна из форм поддержки украинцев – помощь, как военно-техническая, так и гуманитарная. Поскольку масштабы поступления гуманитарных грузов в Украину впечатляют, а потребность в них не снижается, законодатели инициировали усиление ответственности за ее перенаправление и использование. Как документально оформляется гуманитарная помощь, в чем особенности ведения учета во время военного положения и какая ответственность предусмотрена за ее расход, речь пойдет ниже.

Бухгалтерский учет гуманитарной помощи

Ст.1 Закона Украины «Про гуманитарную помощь» определяет ее как безоплатную помощь в виде целевого поступления, финансовую или в натуральном виде. Это могут быть добровольные пожертвования, выполнение работ или услуг в пользу адресата украинскими или иностранными благотворителями. При этом адресат – социально незащищенное лицо, которое находится в затруднительном финансовом положении или на данный момент является материально необеспеченным. К списку получателей гуманитарной помощи относят общественные организации, религиозные учреждения, благотворительные фонды и т.д. Приобретатели помощи в Украине – физические и юридические лица, которые ощущают острую необходимость в таких адресных поступлениях.

Согласно Закону «Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине», основанием для бухучета хозяйственных операций является наличие первичных документов с информацией об этой хозяйственной операции. Если рассмотреть предоставление гуманитарной помощи по запросу или прошению, то очевидно, что такое обращение не считается первичным документом. Чтобы признать помощь гуманитарной, нужно письменное предложение о ее предоставлении от донора, второй шаг – согласие от получателя.

Основанием для оприходования помощи от донора является инвойс – счет, при условии наличия в нем всех реквизитов:

  • название предприятия или организации;
  • название документа или формы;
  • дата составления;
  • объем хозяйственной операции, ее суть;
  • единицы измерения операции в денежном, натуральном эквиваленте;
  • должности и фамилии тех, кто отвечает за хозяйственную операцию;
  • личная подпись ответственного лица.

Вместо инвойса для документального оформления движения гуманитарной помощи применяют акт приемки-передачи материальных ценностей. Это не типовая форма, но в ней должны быть те же самые реквизиты. В случае передачи материальной помощи от иностранного донора к акту прибавляются налоговая декларация, международная товарно-транспортная накладная.

То есть, хотя документирование и отчетности о гумпомощи отменено, первичные документы для бухучета все же нужны. А так как ответственность за нецелевое использование помощи усилена, то документальное оформление движения таких грузов является актуальным.

  • Если отсутствует учет касательно получения и использования гумпомощи, она рассматривается как таковая, которая использована не по целевому назначению;
  • Денежные средства или материальные ценности гумпомощи отображаются по дебету счетов со счетом 48 «Целевое финансирование и целевые поступления»;
  • Если помощь используют юридические лица, в примечаниях указываются данные о видах и стоимости, а также использовании помощи.

Ответственность за нецелевое использование

Говоря о нецелевом использовании гуманитарной помощи, имеют в виду:

  • продажу товаров или распоряжение гуманитарным имуществом с целью получить прибыль. Такие действия предусматривают штрафы в размере от 2-х до 3-х необлагаемых минимумов или исправительные работы, ограничения свободы;
  • повторная продажа товаров лицами или группой по предварительному сговору. В этом случае преступные деяния караются лишением свободы от 2-х до 5-ти лет, лишением права занимать должности или заниматься определенными видами деятельности.

Больше информации касательно бухгалтерского учета во время военного положения узнавайте с нашего блога.

Если у вас остались вопросы по вашему ФЛП – обращайтесь за консультацией. А также в Центре бухгалтерского учета можно заказать ведение ФЛП и бухгалтерское ведение ООО.