Особенности составления годового баланса

blank

Базовые положения, на основании которых ведется бухгалтерский учет и составляется финансовая отчетность предприятия, прописаны в Законе №996. Здесь отображены инструменты, с помощью которых выполняются базовые задачи бухгалтерии, обязательные для юридических лиц, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Бюджет и финотчетность – неотъемлемые элементы бухгалтерского учета, это конечный этап, на котором информация о распределении финансовых средств собирается, обрабатывается и подготавливается соответствующим образом. О том, как составляется годовой баланс в Украине, речь пойдет ниже.

Особенности годового баланса: общий порядок составления

Бухгалтерская отчетность представляет собой свод ведомостей о финансовом состоянии субъекта хозяйственной деятельности в данном отчетном периоде, результатах его работы и денежных потоках.

Чтобы отчетный документ был достоверный, предприятия в конце года выполняют ряд таких операций:

  • инвентаризуют активы и обязательства;
  • убирают разницу финансовых средств между тем, что есть в наличии по факту, и ведомостями в бухгалтерском учете, которые были обнаружены во время инвентаризации;
  • выполняют проверку на соответствие операций бухучета требованиям, прописанным в законодательных актах, устраняют описки и неточности;
  • анализируют, обоснованы ли дебиторские и кредиторские долги, которые отмечены в учете;
  • выполняют переоценку основных финансов, нематериальных активов в обстоятельствах, когда переоценка необходима;
  • реформируют баланс.

Важно: перед тем, как составлять годовую бухгалтерскую отчетность, необходимо в обязательном порядке провести инвентаризацию.

Требования к составлению годового баланса

Баланс – это, по сути, второе название отчета о финансовом состоянии. Этот термин стали применять под влиянием мировой практики, которая предполагает составление отчета касательно активов, обязательств и собственного капитала компании.

Баланс разделен на две части – актив и пассив, где итог активов баланса равен пассиву.

  • актив состоит из таких разделов, как необоротные, оборотные активы, а также необоротные активы, которые удерживаются для продажи;
  • пассив включает четыре обязательных подраздела и один опциональный. Составные части пассива – собственный капитал, долгосрочные обязательства, текущие обязательства и обязательства, связанные с необоротными активами, которые удерживаются для продажи. Пятый дополнительный подраздел – чистая стоимость активов негосударственного пенсионного фонда.

Какие требования выдвигаются к годовой отчетности?

  1. Данные должны быть достоверными, что опирается на основной принцип ведения бухгалтерского учета в Украине. Так, записи на счетах бухучета, проводки выполняются в соответствии с первичными документами.
  2. В отчет включают числовые показатели работы предприятия, а также его дочерних подразделений и филиалов.
  3. В документе используется единая денежная валюта – гривна.
  4. После того, как на отчете ставится подпись руководителя, документ считается составленным.
  5. Утверждение и публикация отчетности проводится в порядке, предусмотренном законом.

После утверждения бухотчетности вносить исправления в нее нельзя. Состав отчетов определяется типом организации (коммерческая или некоммерческая) и ее видом, родами деятельности. Наличие статуса малого предприятия также является фактором, на основании которого формируется состав годовой отчетности.