7 марта обнародовали текст закона про внесение изменений в систему налогообложения во время военного времени в Украине. В частности, им отменяется внедрение штрафов, если плательщик нарушил сроки подачи отчетности, регистрации НН и РК, АН. Согласно закону, плательщики освобождаются от штрафов, если есть нарушения в эксплуатации РРО, а также временно останавливаются налоговые проверки. Принят закон был 3 марта, а подписан президентом – 4 марта 2022 года. Детальнее о том, как проводится начисление налогов и сборов в условиях военного времени, читайте ниже.
Что нового в системе налогообложения и подачи отчетности
П.69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ определяет следующие положения для субъектов хозяйственной деятельности:
- Если плательщик не имеет возможности вовремя оплатить налоги и сборы, отправить отчеты, совершить регистрацию налоговых накладных или акцизных накладных, подать электронную документацию с данными про остатки топлива или этилового спирта, с него снимается ответственность. Условие – плательщик должен на протяжении трех месяцев после завершения военного положения в государстве подать отчеты или оплатить налоги.
- Еще одно нововведение – касательно бухгалтерской отчетности во время войны для тех, кто принимает участие в военных действиях. Если плательщики налогов не могли подать отчет и оплатить налоги из-за приведенных выше обстоятельств (участие в боевых действиях), они освобождаются от ответственности. При этом на протяжении месяца после завершения обстоятельств, которые делают невозможным подачу отчетов, необходимо выслать все документы.
- Если были выявлены правонарушения во время проверок, проведение которых регулируется пп.69.2 подраздела 10 раздела ХХ НКУ, на плательщиков налогов возлагается предусмотренная кодексом ответственность, а контролирует порядок специальный орган. Но стоит помнить, что в этом случае мораторий на внедрение штрафных санкций во время военного времени не действует.
Что касаемо налоговых проверок? Пока действует военное положение, такие мероприятия не проводятся, а при текущем проведении они останавливаются. Но такие проверки остановили еще до подписания и публикации Закона №2118: они были временно поставлены на паузу в связи с приказом ГНС Украины «Про внедрение простоя в работе Государственной налоговой службы Украины на ее территориальных органах». В этом приказе речь идет о таком:
- останавливаются проверки по поводу фактов и документов. Для этого контролирующий орган не должен принимать соответствующие решения;
- если такие проверки не были начаты до 24.02.2022 года, они также не проводятся.
Не будут совершаться и «неналоговые» проверки. А те мероприятия, которые касаются своевременной и полной подачи отчетности и документации соответствующими должностными лицами или структурами, подлежат мораторию.
Тем не менее, большая часть бизнеса продолжает работать и в условиях военного положения. Заказать услуги бухгалтера для подачи отчетности можно в ЦБА: мы поможем разобраться со сложными «бумажными» и юридическими вопросами, а также упорядочим аналитику работы компании.